Термопластики для дорожной разметки и их практическое применение
Термопластики для дорожной разметки один из важных материалов, помогающий обеспечить маркировку дорожного полотна и безопасность дорожного движения. Начало применения термопластиков относится на конец 70-х начало 80-х годов прошлого столетия. Причина применения термопластиков для маркировки дороги обусловлено небольшой долговечностью красок.
В этой статье мы рассмотрим термопластики для дорожной разметки, их применение и свойства.
Типы материалов для дорожной разметки. Преимущества и недостатки.
Для оценки термопластиков с другими материалами следует сделать небольшое введение. Действующие нормативные документы материалов дорожной разметки классифицируют их по типу и способу нанесения. Способ нанесения относится к термопластикам и холодным пластикам (толстослойные и спрей-пластики), а тип материала ко всем вышесказанным.
Существует три типа разметочных материалов:
Термопластики на втором или третьем месте по объемам применения среди других материалов горизонтальной дорожной разметки в зависимости от субъектов Российской Федерации. На первом месте все еще эмали, в связи с невысокой стоимостью, высокой технологичностью производства и широкой распространенности.
Частота применения красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков в подведомственных Росавтодору Федеральных казённых учреждениях в целом, % от общего количества организаций [14] (в большинстве организаций применяется два – три различных типа материалов для горизонтальной дорожной разметки)
У каждого из типов материалов есть плюсы и минусы, касающиеся стоимости, долговечности, класса опасности, а также подготовительных работ и способов нанесения.
В таблице представлены типы материалов для горизонтальной дорожной разметки, их преимущества и недостатки.
► Для материалов дорожной разметки применяется национальный стандарт «ГОСТ Р 52575-2021 Материалы для дорожной разметки».
Применение и подготовка к нанесению.
Термопластик дорожный по ГОСТ изготавливают в порошкообразной форме или в виде брикетов и гранул. Это полимерный материал, который становится пластичным при нагреве и твердеет при остывании. Он состоит из смеси смол, пластификатора (который предотвращает растрескивание, улучшает пластические показатели), а также пигментных компонентов, которые дают тот или иной цвет. Срок хранения термопластика – 1 год.
Мешок с термопластиком
Чтобы нанести термопластик на дорожное полотно необходимо провести ряд подготовительных мер, в которые входят очистка поверхности от пыли и грязи, предварительный нагрев материала в специальном котле, обозначение мест работы опознавательными знаками, а также подготовка оборудования, с помощью которого будет наносится термопластик. Данный ряд мер требует дополнительного времени и увеличивает технологический процесс нанесения разметки.
Поверхность дороги очищается щетками и водой, возможно использование комбинированных машин, которые осуществляют сразу две эти операции. Данные подготовительные меры обеспечат хорошую адгезию и долгую службу дорожной разметки. Перед началом работ поверхность должна быть сухой, температура воздуха должна быть от +15℃ до 45℃, а температура плоскости от 10℃ до 45℃. Если температура ниже +10℃, то при скором и неравномерном отверждении термопластик может потрескаться.
Термопластик разогревают в специальном маточном котле или котле разметочной машины. В нем он разогревается и перемешивается. Температура, при которой термопластик становится пластичным варьируется от 80 до 110 ℃.
В дальнейшем он наносится гравитационным или экструдерным методом. Для улучшения видимости разметки добавляют микростеклошарики в размере 20% от объема термопластика.
Приблизительный расход термопластика от 4-10 кг/м2 при толщине нанесения 0.8 — 5,0 мм.
Оборудование для нанесения дорожной разметки термопластиком.
Для нанесения термопластиков используют более сложные машины по сравнению с машинами для нанесения красок и холодных пластиков. Они требуют более продолжительной подготовки к работе, тщательной эксплуатации и соблюдении техники безопасности. Для простых задач разметки термопластиком используют гравитационный способ с помощью небольших кареток. Для задач, требующих большого объема работ используют самоходные машины, которые подают разогретый материал шнеком через форсунки.
При нанесении разметочными машинами используют следующие методы:
► Гравитационный (использование каретки)
► Экструдерный
► Распыление (спрей-метод)
Нанесение термопластика с помощью каретки (гравитационный метод)
Нанесение термопластика с помощью разметочной машины (экструдерный метод)
Заключение.
Развитие химической промышленности позволяют производить более современные и экологичные материалы, отвечающие нормативным требованиям и поставленным задачам. Увеличение запросов на более качественные и долговечные материалы (термопластики) увеличивает производственную базу давая новые рабочие места и развитие экономики регионов.
Применение термопластиков совместно с другими видами разметки и средствами организации дорожного движения снижают количество и тяжесть дорожных происшествий. Увеличивают срок службы дорожной разметки и уменьшают количество гарантийных ремонтов при соблюдении технологических процессов, что способствует снижению финансовых затрат исполнителя.